Блог о автомобилях украинского производства

Народный автомобиль Таврия Славута

Славута — небольшой город в Хмельницкой области с населением в сорок тысяч человек и достаточно развитой инфраструктурой. Неизвестно, кто из безымянных создателей Таврии Славуты был оттуда родом и сохранил к родным местам теплые чувства, но именно в таких городах живут люди, для которых работает украинский автопром: трудолюбивые,  непритязательные, разумно консервативные и экономные. Портрет потенциального покупателя нового детища ЗАЗ был написан мастером: за 12 лет истории «Славуты на колесах» её выбрали для работы и жизни 140 тысяч автомобилистов. 130 тысяч из них были украинцами.

Таврия Славута, новая история ЗАЗа

Первые Славуты сошли с конвейера ЗАЗ в 1999 году. За двенадцать лет до этого запорожские автомобилестроители вложили душу в свою Таврию (ЗАЗ1102). Она вышла в свет после двадцатилетних раздумий (советский автопром всё время пытался догнать и перегнать… то форд, то фиат).

Таврия была его прощальным подарком и прощальным напутствием: развивайте украинский автопром. Это была едва ли не последняя попытка сохранить своё лицо, делать машины самим, а не просто покупать лицензии на устаревшие импортные автомобили.

Таврия должна была стать «автомобилем для молодых людей», для студентов: 745 кг, простота конструкции, экономичность, высокая проходимость, новые моторы Мелитопольского завода, простота в управлении, достойное соотношение цены и качества. В разные годы истории Таврии каталог пополнили около десяти новых моделей, спроектированных на основе ЗАЗ1102. Первая и самая успешная из них — Славута (ЗАЗ1103).

Так же, как старшая сестра, она имела вполне определенную социальную ориентацию: более удобный вариант для более зрелых покупателей. Все годы её существования завод с успехом выпускал автомобили со специальной комплектацией для пожилых и инвалидов. Впрочем, и для начинающих автолюбителей Славута оставалась такой же хорошей школой, как и ее предшественница.

Успешная продажа Таврия Славута – заслуга корейцев

В 1998 году началось сотрудничество ЗАЗ с корейской Daewoo Motors. Славута вышла уже через год. Передняя часть автомобиля практически не изменилась. В Таврии отсутствовали двери для задних пассажиров — Славута снаружи выглядела как Таврия седан (пятидверный кузов хэтчбэк). Повысилась устойчивость к коррозии, улучшилось  качество окраски. Машина по-прежнему хорошо чувствовала себя на трудных постсоветских дорогах, ломалась не слишком часто и даже если ломалась, починить её можно было самостоятельно, тем более цены на запчасти Таврии в Украине были доступными.

Основные характеристики ЗАЗ1103:

  • линейка двигателей от 1,1 до 1,3 литра
  • мощность от 51 до 66 лошадиных сил
  • максимальная скорость 145 — 165 км/час

Славута осталась почти такой же легкой, как «Таврия» (вес 790 кг), поэтому она быстро трогалась с места, мощности мотора вполне хватало. На светофоре машина не задерживалась. В трудных случаях ей помогал сохранить достоинство громкий басовитый гудок, имевший два режима.

Достаточно простой в управлении, автомобиль имеет вместительный багажник (запаска находится под капотом). При необходимости в дополнительное пространство багажника трансформируется задний диван.

Низкая себестоимость и высокая ремонтопригодность — пожалуй, главные причины того, что недорогая в обслуживании машина до сих пор доступна для автолюбителей на вторичном рынке.

Грязи не боится

Простоватая, но надежная Славута неоднократно подвергалась критике. Желающих облить грязью неприхотливую рабочую лошадку с самого начала было достаточно. Особенно ругали низкий уровень безопасности (при фронтальном столкновении моторный щит вместе с запаской уходит в салон). Небезопасной машиной ЗАЗ1103 был признан с самого рождения: в краш-тесте журнала «Авторевю» он набрал полтора балла из шестнадцати. Оставалось надеяться только на здравый смысл водителя и украинский авось.

Были и претензии к внешности (корявые рубленые формы, общая невыразительность облика, в частности, оптики). Неудобный салон, шум, непрактичные материалы, применявшиеся для максимального удешевления, отсутствие комфорта, ненадежные тормоза (их часто меняли на тормоза от восьмерки), низкое качество охлаждающей системы, непрактичные маленькие зеркала.

За рулем было достаточно удобно, но заднее сиденье, вопреки обещаниям, рассчитано максимум на двух средних украинцев или на маленьких детей.

Или хорошо, или ничего

В 2011 году автомобиль сняли с производства, продажа Таврия Славута закончилась. В салоне новую машину можно было купить за пять тысяч долларов. Естественно, что сегодня на первичном рынке её нет и не может быть. На вторичном рынке предложений много, значительная часть машин по-прежнему в хорошем состоянии и готовы служить новому хозяину верой и правдой. Славуту в возрасте 7-8 лет и в идеальном состоянии  можно купить за 3 тыс. долларов.

Почему же любимое детище перестало устраивать своих создателей? 12 лет — большой срок. ЗАЗ перепрофилировался, старался выпускать машины, похожие на иномарки. Дизайн золушки новым трендам никак не соответствовал, в результате от неё осталось только доброе имя. Редкие маркетологи в 2011 году могли догадываться, что это доброе имя еще прозвучит.

Новое платье народного автомобиля

Совершенно неожиданный концепт с названием «Славута нова» (Slavuta Nova) удивил киевлян на «Столичном автошоу» в самом конце весны 2016 года.

Золушка переоделась в принцессу с небольшой помощью китайской феи Chery, которая подарила ей старое платье от Chery Riich G2. Народ с удивлением рассматривал очередной «народный автомобиль», который предполагалось сделать еще и дешевым.

Таврия Славута новая, очаровательная до невозможности, после первого бала должна была пережить множество трансформаций. Ради удешевления и попадания обратно в золушки. В день премьеры (28 мая 2016 года) цена базовой комплектации составляла около 10 тыс. долларов. Автолюбители были готовы приобрести красавицу за 6, максимум 7 тысяч. Неудивительно, что, вопреки обещаниям, на конвейер её не поставили.
Запорожский автомобильный завод, оставаясь единственным в стране предприятием, сохранившим полный производственный цикл, в 2018 году вообще отказался от выпуска легковых автомобилей. Исключением стал один только  ZAZ SENS. Самый дешевый… и самый корейский. Именно такие машины сегодня предпочитают практичные автомобилисты из живущих непростой жизнью украинских городов, похожих на Славуту.

Администратор
Администратор

No Comments

Write a Reply or Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *