Блог о автомобилях украинского производства

Запорожец – легенда маленьких автомобилей

Сегодня мы поговорим об одном из самых популярных советских и украинских автомобилей, который выпускался в городе Запорожье на заводе «Коммунар». Конечно же, вы догадались, о чем речь! Под «запорожцем» понимается машина одного из двух поколений, которая выпускалась до 1994 года. Давайте вспомним, каким был этот автомобиль и почему теплые воспоминания о нем до сих пор хранятся в сердцах миллионов автолюбителей.

Главные особенности «Запорожца» 

Под единой маркой во второй половине двадцатого века производились два поколения автомобилей, связанные друг с другом полной технической преемственностью.

  • Первое поколение: 1960-1969-е годы. Модели ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А (выпуск начат в 1962 году).
  • Второе поколение: 1966-1994-е годы. Модели ЗАЗ-966, ЗАЗ-966В, ЗАЗ-968А, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968М.

Каждая автомашина нового поколения отличалась от старой модели рядом особенностей. К примеру, салон ЗАЗ-968, так называемой чебурашки, мог похвастаться обновленной приборной панелью и двигателем увеличенной мощности. Выход новых машин означал, что обязательно будут значительные изменения – они были связаны в основном с передней панелью кузова и обновлением фонарей заднего хода.

Авто ЗАЗ в Запорожье выпускались конвейерным методом. Это позволяло отследить высокое (по тем временам) качество моделей, а при необходимости конструкторы могли вносить правки в режиме реального времени.

Особенности конструкции запорожцев:

  1. Кузов особого типа «двухдверный седан».
  2. Карбюраторный обновленный двигатель с четырьмя цилиндрами и, как ранее было описано в энциклопедии автомобилей, воздушным охлаждением.
  3. Независимая подвеска.
  4. Полная заднемоторная компоновка.
  5. Продольное расположение нового двигателя, который был вывешен обычно за задней осью.
  6. Расположение коробки передач только в пределах колесной базы.
  7. Бензиновый отопитель всего салона, работавший автономно вне зависимости от загруженности всей системы.

К «семейству» запорожцев также можно отнести автомобили марки «ЛуАЗ» – вездеходы типа ЛуАЗ-969. Наука авто, довольно развитая в то время, предполагала наличие различных машинных модификаций, которые объединяли модели «ЛуАЗ» с ЗАЗ.

Базовые и экспортные варианты автомобилей ЗАЗ

К основному модельному ряду можно отнести машины ЗАЗ-965, ЗАЗ-965А, ЗАЗ-966, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А, ЗАЗ-968М. Габариты авто незначительно отличались друг от друга, чего нельзя сказать о «начинке». Прототипом первых опытных образцов стала машина Москвич-444; ее детали были переработаны с оглядкой на мощности Фиата. Силовой агрегат для каждой последующей модели ЗАЗ разрабатывался индивидуально.

Первые модели базовой комплектации отличались высокой мощностью двигателя, одним глушителем и максимально минималистичным внешним обликом, что и позволило машинам приобрести популярность среди покупателей.

«Маленькие автомобили», получившие большое распространение по всему СССР, были дополнены новыми линейными моделями практически сразу же после выпуска самых первых ЗАЗ. Согласно последней моде на компактные Шевроле, разработчики модели ЗАЗ-966 не только постарались воссоздать мини-авто, но и добавили в новую версию обновленные системы охлаждения и более совершенный мотор.

ЗАЗ-968, чей салон был впервые модернизирован с момента выпуска первых автомашин ЗАЗ, получил новые тормоза, ставшие двухконтурными (как и у последующей модели ЗАЗ-968А), ремни безопасности и только разработанную для данной комплектации панель приборов. Нужно отметить, что модели 968, 968А и самая последняя, 968М, являются наиболее популярными автомобилями данной линейки. 968М и – частично – 968А продаются на специализированных автомаркетах до сих пор. Некоторые машины линейки считаются раритетными – из-за обновленного кузова, измененной покраски и некоторых других деталей.

Интересно, что последняя модель ЗАЗ, выпускавшаяся вплоть до 1994-го года, 968М, сильно отличалась от своих предшественниц. Она обладала полностью обновленной системой охлаждения, новыми решениями в оформлении экстерьера и интерьера. ЗАЗ-968М создавался в комплектации для людей с ограниченными возможностями здоровья, однако позднее был заменен в производстве для массового покупателя на более удобные ЗАЗ-1102 «Таврия». С точки зрения конструкции, «Таврия» не имела ничего общего с привычными моделями Запорожцев, поэтому в обычную линейку данную автомашину поставить нельзя.

Экспорт автомобилей

Машины ЗАЗ были выпущены ограниченными партиями на экспорт. Из-за того, что сокращение «ЗАЗ» либо слово «Запорожец» достаточно сложно произнести не на русском языке, экспортируемые модели автомобилей носили названия «Элиетт» и «Ялта».

По сравнению с привычной комплектацией автомобилей, продававшиеся за границу машины имели улучшенные потребительские качества. Такие авто могли похвастаться обновленными зеркалами заднего вида, шумоизоляцией, встроенным радиоприемником, чего тогда не было в классических Запорожцах, и – что удивительно – пепельницей. Забавно, что во многом из-за этого отечественные Запророжцы иногда сравнивают со старыми Мини Куперами – в последних, правда, не было радио, но присутствовала довольно крупная пепельница и «кармашек» для бутылки джина.

Иностранцы покупали удобные машины из СССР достаточно активно – сохранились свидетельства, которые говорят о том, что первые партии, поставлявшиеся из СССР, были распроданы за несколько рабочих дней.

Запорожец как легендарный автомобиль 

Не будет лишним отметить, что данная машина из-за своей популярности обзавелась несколькими названиями, которые использовали в повседневной речи автовладельцы. К примеру, первые модели назывались «горбатыми» из-за формы кузова, который имели ЗАЗ-965. Еще одно название, которое до сих пор бытует на тематических форумах, – «еврейский броневик». Последующие модели Запорожцев из-за своеобразной конструкции называли и называют «чебурашками» или «ушастыми» (модели, которые предполагалось отправить на экспорт, были избавлены от «ушей»).

Запорожец часто мелькал в явления культуры того времени. О нем не только сочинялись анекдоты, но и писались разделы в научной литературе (например, энциклопедиях автомобилей). Запорожец как культурный символ упоминался в различных музыкальных композициях, материалах в газетах и тематических журналах.

Сколько стоит новый Запорожец

На различных порталах и сервисах сейчас продаются как подержанные, так и абсолютно новые модели Запорожцев. Наиболее популярная, как уже было отмечено ранее, – 968М. Запорожцы с пробегом можно приобрести за 25-40 тысяч рублей в зависимости от комплектации. Машины, которые никогда не были в употреблении, стоят дороже – от ста тысяч. Наиболее «новые» машины, выпущенные в 1992-1994-м годах, обойдутся вам в 150-200 тысяч рублей.

Раритетные Запорожцы, привезенные с экспорта, имеющие дополнительные функции либо уникальные декоративные элементы, будут стоить в 500-700 тысяч рублей. Несмотря на то что ездить на такой машине будет достаточно проблематично, автолюбители покупают подобные экспонаты для своих автопарков и музеев.

 

Администратор
Администратор

No Comments

Write a Reply or Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *